Обслуживание пожарной сигнализации

Включает в себя:

  • выезд инженера в течении 4 рабочих часов
  • выполнение необходимых работ по техническому обслуживанию
  • выполнение ремонтных работ(при не возможности на месте устранить неисправность выдается дефектная ведомость)
  • наличие запаса наиболее часто выходящих из строя блоков и узлов
  • консультации по эксплуатации обслуживаемых систем
  • при необходимости выдача рекомендаций по улучшению работы систем

Одним из обязательных правил эксплуатации систем пожарной сигнализации (СПС) является систематическое техническое обслуживание (ТО). СПС – система, призванная сохранять имущество и жизни. При ее несрабатывании под угрозу ставится жизнь и здоровье людей, а ложное срабатывание зачастую приводит к порче имущества защищаемого объекта. Статистические данные говорят, что двумя главными причинами несрабатывания или ложного срабатывания СПС и СОУЭ (систем оповещения и управления эвакуацией) являются несвоевременное техническое обслуживание и нарушение правил эксплуатации.

Требования законодательства

К сожалению, далеко не все руководители компаний могут правильно ответить на вопросы, как и для чего обслуживать пожарную сигнализацию. Поэтому мы постараемся разъяснить, почему эта тема настолько важна и актуальна.

Регулярное техническое обслуживание – обязательное для исполнения требование нормативных документов. Оно содержится в Постановлении Правительства РФ  от 25.04.2012г.№390 «О противопожарном режиме». Согласно данному документу, автоматическая пожарная сигнализация (АПС) должна быть всегда в исправном состоянии. Проверка ее работоспособности должна выполняться не реже чем раз в квартал.

Ответственность за исполнение данного требования в соответствии со ст.61 Постановления возлагается на собственника или руководителя организации. Для решения указанных задач в соответствии со ст.63 Постановления должен утверждаться годовой план-график регламентных работ по техническому обслуживанию охранной (охранно-пожарной) сигнализации. Он составляется исходя из технических особенностей объекта с учетом рекомендаций по эксплуатации используемого оборудования заводов-изготовителей.

За игнорирование данного требования Законом РФ «О пожарной безопасности» установлены различные виды ответственности. Ее несут:

  • собственники имущества организации;
  • руководители и иные лица, уполномоченные от имени собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом организации;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными  за обеспечение пожарной безопасности;
  • иные должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за необеспечение правил эксплуатации СПС

В зависимости от характера и последствий нарушений (гибель людей, причинение ущерба здоровью, материальный ущерб) ответственные лица могут привлекаться к различным видам ответственности:

  • дисциплинарная. В рамках Трудового кодекса РФ возможно объявление замечания, выговора и увольнение;
  • административная. В соответствии с административным законодательством виновным лицам может быть вынесено предупреждение, наложен штраф, дисквалификация или вынесено постановление о приостановлении деятельности;
  • уголовная. В соответствии с УК РФ это может быть штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или же заниматься определенной деятельностью (пожизненно или на определенный срок), ограничение и лишение свободы. Как свидетельствует практика, рассмотрение уголовных дел по фактам пожаров, повлекших за собой гибель и причинение здоровью людей, вызывает широкий общественный резонанс и активно освещается в средствах массовой информации.

Существует порочная практика, когда руководители организаций пытаются сэкономить на эксплуатации СПС, отказываясь от проведения технического обслуживания новой автоматической пожарной сигнализации. Полагаясь на договорные гарантии подрядчика и заводов-изготовителей, они нарушают требования законодательства о необходимости проведения регламентных работ по ТО.

Это приводит к тому, что АПС, как и любая техническая противопожарная система, в определенный момент приходит в нерабочее состояние. В результате небольшая экономия на обслуживании выльется в более серьезные проблемы, решение которых потребует значительных финансовых (и не только) вложений. А самое главное – повышается угроза жизни и здоровью людей в случае форс-мажора. Поэтому основная задача ТО заключается в  обеспечении непрерывной работоспособности систем пожарной сигнализации.

Документация по эксплуатации и обслуживанию систем пожарной сигнализации

Компания-инсталлятор (подрядчик) разрабатывает инструкцию по эксплуатации АПС с зафиксированной обязанностью проведения регулярного ТО, Она передается на договорных условиях заказчику в комплекте эксплуатационной документации. Кроме нее, в состав документации на АПС входят:

  • проектная документация;
  • паспорт и акт приемки АПС в эксплуатацию;
  • протокол комплексных испытаний;
  • паспорта, копии сертификатов на оборудование и техсредства, подлежащие обязательной сертификации/декларированию;
  • график проведения ТО;
  • перечень регламентных работ, входящих в ТО;
  • журналы учета работ и учета неисправностей;
  • договор с организацией-подрядчиком на обслуживание АПС;
  • должностные инструкции лиц, ответственных за эксплуатацию ПС/ОПС.

При наличии в организации дежурного персонала в составе документации на АПС должны присутствовать: график дежурств, должностные инструкции сотрудников, инструкция о порядке действий при пожаре.

Если технические работы требуют отключения системы пожарной сигнализации, на время отключения руководитель организации должен принять соответствующие компенсационные меры по противопожарной защите. Это могут быть: дополнительный инструктаж сотрудников, дежурство на объекте в усиленном режиме и т.п.

Техническое обслуживание АПС – лицензируемый вид деятельности в соответствии с Постановлением Правительства от 30.12.2011г. № 1225. Поэтому заключение договора на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации возможно только со специализированной организацией, получившей лицензию на проведение данного вида работ.

Регламентные работы и составление плана-графика

Регламент проведения работ в рамках технического обслуживания СПС определяется  согласно ежегодно утверждаемому плану-графику. Он является неотъемлемой частью договора на обслуживание АПС и включает в себя:

  1. Перечень ежемесячных регламентных работ.
  2. Технологические карты (состав) на каждый вид регламентных работ.

В 1999 г. ВНИИПО МВД РФ (Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны) выпустил Методические рекомендации по обслуживанию автоматических систем пожаротушения и пожарной сигнализации с указанием периодичности проведения регламентных работ. По понятным причинам в данных рекомендациях не описаны технологические карты – они должны составляться на каждую систему персонально, в зависимости от специфики установленного оборудования с учетом рекомендаций заводов-изготовителей, изложенных в паспортах и руководствах по эксплуатации.

При составлении технологических карт необходимо учитывать взаимосвязь устройств в АПС с другими элементами системы пожарной сигнализации. При игнорировании этих взаимосвязей тестовая проверка, например, пожарных извещателей может завершиться автозапуском системы оповещения или пожаротушения.

Учитывая сложность подобных систем, квалифицированно выполнить работу по составлению технологических карт может только специализированная проектная или обслуживающая организация, взяв за основу документацию заводов-изготовителей оборудования и проектную (исполнительную) документацию на АПС.

Внеплановое ТО

Работы по внеплановому техническому обслуживанию АПС представляют собой, как правило, часть регламентных работ, проводимых по утвержденному плану-графику ТО.

Причины проведения внепланового ТО:

  • ложное срабатывание АПС;
  • проверка после устранения неисправности элемента;
  • получение сигнала о запыленности адресного пожарного извещателя.

Проверка работоспособности системы

Проводимые регламентные работы должны выполняться в объеме, необходимом для контроля работоспособности АПС согласно Постановлению №390.

В состав работ входят:

  1. Проверка источников питания (основного и резервного).
  2. Контроль технических средств автоматики в двух режимах: дежурном и диагностическом.
  3. Проверка работы дымовых пожарных извещателей.

По результатам работ составляется акт проверки работоспособности АПС, который подписывается представителями заказчика и подрядчика.

Обслуживание адресных систем

Порядок обслуживания автоматических противопожарных систем зависит от типа АПС. Основных типов АПС два: адресная и неадресная.

Работа неадресной АПС основана на данных пороговых дымовых извещателей. Алгоритм их работы чрезвычайно прост – при превышении заданного порога задымления в дымовой камере прибор подает сигнал о пожаре. Как конструктивный элемент пожарного извещателя, дымовая камера очень подвержена воздействию окружающей среды и со временем запыляется. Особенно быстро этот процесс происходит в производственных помещениях.

С увеличением задымления повышается риск ложного срабатывания извещателя. Поэтому данный тип извещателей подлежит обязательной регулярной чистке от пыли и других отложений в дымовой камере. Периодичность чистки составляет, как правило, 1 раз в месяц. К сожалению, в процессе обслуживания в данном типе извещателей не предусмотрена возможность измерения уровня запыленности и результатов чистки. Поэтому необходимая периодичность профилактических работ определяется зачастую опытным путем, исходя из частоты ложных срабатываний системы.

Адресная АПС оснащается дымовыми извещателями, способными формировать данные о степени своей запыленности. Это позволяет обслуживать пожарную сигнализацию в режиме «по заявке», а не по планово-предупредительной схеме.

Документирование всех действий и их результатов – обязательный элемент организации технического обслуживания систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Основным документом является Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию АПС. Он хранится на объекте и ведется обслуживающей организацией с визированием уполномоченными должностными лицами заказчика.

В современных СПС реализована опция ведения электронного журнала событий. В нем также могут фиксироваться все процедуры технического обслуживания системы.

Налаженный рабочий процесс систематического контроля и технического обслуживания АПС с правильной документальной фиксацией результатов – это гарантия стабильной работы систем пожарной сигнализации и надежная защита от пожара.

оставьте заявку сейчас
и наши менеджеры свяжуться с вами в течении дня




или позвоните нам по телефону
и получите ответы на все интересующие вас вопросы!

info@tsb-group.ru

Заявка с формы обратной связи на сайте secur-cam